Юрий Никулин
18 декабря 1921 года, в городе Демидов (Смоленская губерния), в семье актеров появился на свет мальчик, которого назвали Юрием. Когда маленькому Юрию Никулину было 4 года, его семья из города Демидова перебирается в Москву. В столице СССР отец будущего великого актера устраивается работать в газеты “Гудок” и “Известия”. Мать же занимается домашним хозяйством и воспитанием сына. Два раза в неделю семья Никулиных ходили в театр, а после, в семейном кругу, обсуждали игру актеров и пьесу. Тем самым, уже с раннего детства, воспитывая в сыне любовь к театру. Отец Юрия Никулина – Владимир Андреевич становиться руководителем детского кружка в школе своего сына. Как понятно, Юрий тоже принимал участие в жизни кружка и уже в раннем детстве играл Максима Пешкова, в пьесе Максима Горького “Детство”. В престижной московской школе Юрий Никулин учился весьма средне и когда после окончания седьмого класса стали отбирать лучших учеников для продолжения обучения, то его, решили не оставлять и перевели в обычную школу-новостройку. Хотя Юрий Никулин этому был и рад. Как он сам вспоминает: “В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе…”.
Служба в армии Юрия Никулина
В 1939 году Юрия Никулина, после окончания десятого класса, призывают в армию, в зенитные войска. Позже, вспоминая об армейских годах, он говорил: “Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…”. Но Юрий Никулин не обижался на сослуживцев и сам смеялся вместе со всеми. Через месяц после начала службы началась война с Финляндией. Юрий Никулин вместе со многими своими сослуживцами написали заявления о желание участвовать в защите своей родины. Бои с финскими войсками шли совсем рядом, но участвовать в боевых действиях Юрию Никулину не пришлось: зенитная батарея Никулина находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к северной столице СССР. В 1940 году Юрий Никулин заболевает плевритом и его отправляют в госпиталь. Там, после лечения, он остается служить санитаром в санчасти. В госпитале Юрий Никулин провел около года, после чего вернулся в свою часть. В апреле 1941 года Юрий Никулин уже готовился к демобилизации, но попасть домой ему помешало начало второй мировой войны 22 июня 1941 года.
Военные годы Юрия Никулина
С самого начала войны батарея Юрия Никулина защищала Ленинград от фашистских самолетов, которые закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Юрий Никулин воевал до весны 1943 года и дослужил до звания старшего сержанта. В начале 1943 года он дважды побывал в госпитале: сначала с воспалением легких, а потом после контузии. После выздоровления Юрия Никулина направляют в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпином. Вспоминая о годах войны, Юрий Никулин говорил: “Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно… Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто…”. В мае 1945 года Юрий Никулин встречает победу в Прибалтике, а через год, 18 мая 1946 года, его демобилизуют из армии.
Поступления в театр
Уволившись с армии, Юрий Никулин подает документы во ВГИК, но с третьего тура его внезапно снимают экзаменационная комиссия, которая заявила ему следующее: ” вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт…”. Прислушавшись к мнению экзаменаторов, Юрий Никулин сразу подает документы в два театральных заведения: ГИТИС и училище имени Щепкина. Но и здесь его не берут. Не берут его и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий. Юрию Никулину удается поступить только в студию при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов. Но учится, в этой студии, Юрию Никулину пришлось не долго….
Цирк и Юрий Никулин
В сентябре 1946 года шел набор в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Узнав о приеме, Юрий Никулин, решает рискнуть и подать документы. Это решение поддерживает и его отец, Владимир Андреевич: “Пусть Юра рискнет, В цирке экспериментировать можно. Работы – непочатый край. Если он найдет себя – выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист”. Несмотря на большой конкурс, Юрий Никулин легко поступает в студию клоунады. И уже через несколько лет, 25 октября 1948 года, происходит первое самостоятельное выступление Юрия Никулина на манеже цирка с его напарником Борисом Романовым. Кстати, их репризу написал отец Юрия Никулина. Вскоре Юрий Никулин и Борис Романов отправляются на гастроли с популярным в те годы клоуном – Карандашом. Чуть позже у Юрия Никулина появляется новый напарник – Михаил Шуйдин.
Личная жизнь Юрия Никулина
В 1949 году молодой Юрий Никулин знакомится с девушкой Татьяной Покровской, которая вскоре становится его женой. Позже вспоминая эту встречу, Татьяна рассказывала: “Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне – очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились…”. Через семь лет в семье Никулиных рождается сын, которого называют Максимом.
Первые роли в кино Юрия Никулина
Уйдя от клоуна Карандаша в 1950 году, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин начинают сольную карьеру и уже в 1955 году впервые были направлены с гастролями за границу. В 1958 году режиссер Файнциммер приступил к съемкам музыкальной комедии “Девушка с гитарой” по сценарию Владимира Полякова и Бориса Ласкина. На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера, и Поляков предлагает Юрию Никулину попробовать. Сначала Юрий Никулин отказывается сниматься, вспоминая, что когда-то ему говорили, что для кино он не годен, но вскоре дает свое согласие. Никулину дают роль пиротехника, который показывает отборочной комиссии свой номер – фейерверк. Фильм имеет неплохой успех у зрителей и даже занимает 10-ое место в прокате. Но самым смешными эпизодами оказываются сцены с Юрием Никулином. На успешный дебют Юрия Никулина обращает внимание Эльдар Рязанов, который приглашает его на главную роль в своем новом фильме “Человек ниоткуда”. Едва начавшиеся съемки картины “Человек ниоткуда” были приостановлены: сюжет фильма не устраивал руководства киностудии. К продолжениям съемки фильма “Человек ниоткуда” Рязанов возвращается спустя год, но уже набрав на главные роли других актеров, а Юрию Никулину предложив участие в маленьком эпизоде.
Юрий Никулин на съемках фильма “Пес Барбос и необычный кросс”
Знаменитым на всю страну Юрий Никулин становится в начале 60-х годов, благодаря роли в короткометражном фильме Леонида Гайдая “Пес Барбос и необычный кросс”. Участвовать в этом фильме его приглашает один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: “В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам”, а своим же ассистентам он заявил: “Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то, что нужно”. Вспоминая о съемках этого фильма, Юрий Никулин рассказывал: “На роль Бывалого утвердили Евгения Моргунова, которого до съемок я никогда не видел. Но мой приятель поэт Леонид Куксо не раз говорил: Тебе надо обязательно познакомиться с Женей Моргуновым. Он удивительный человек: интересный, эмоциональный, побит юмор, розыгрыши. С ним не соскучишься… Почти не знал я и Георгия Вицина. Нравился он мне в фильме «Запасной игрок», где исполнял главную роль. Много я слышал и о прекрасных актерских работах Вицина в спектаклях Театра имени Ермоловой”. Кроме съемках в фильме Юрий Никулин продолжал выступать в цирке, и Леониду Гайдаю пришлось подстраивать съемочный день под Юрия Никулина: каждое утро Никулин ехал на съемки фильма, а вечером блистал на манеже цирка. Во время съемки фильма Юрия Никулина почти не гримировали, так как, по словам Гайдая: “у него и так было смешное лицо”. Юрию Никулину лишь приклеили большие ресницы. Короткометражный фильм «Пес Барбос и необычный кросс» вошел пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того – зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа – Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин – Вицин – Моргунов. Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пес Барбос и необычный кросс» Леонид Гайдай вновь использовал звездное трио в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». Идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин – Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сели за сценарий. Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех. Троица постепенно превращалась в культовый символ советского кинематографа.
Съемки в фильм “Когда деревья были большими”
В 1961 году Юрий Никулин снимается в одном из лучших своих фильмов “Когда деревья были большими”, режиссера Льва Кулиджанова. Это была первая драматическая роль Юрия Никулина. В фильме Никулин играет Кузьму Кузьмича Иорданова, который потеряв во время войны всю свою семью. Приглашая Никулина на эту роль, Кулиджанов не смотрел ни одного фильма с участием Никулина, а знал его только по выступлениям в цирке, но, несмотря на это Кулиджанов принял правильное решение. Вспоминая о съемках фильма, Юрий Никулин рассказывает: “Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: «Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги». Лев Александрович производил впечатление чижа спокойного, уравновешенного и собранного. Как вам роль? – спросил он сразу. Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее, – признался я чистосердечно. Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще, не говорите слово «играть». Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет… Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, присмотритесь к людям, похожим на вашего героя. Они встречаются в Москве. Этот совет я выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался…”. Юрий Никулин настолько вжился в роль, что когда приехал в первый день на съемки фильма в мебельный магазин в гриме и костюме Иорданова и попытался войти, но ему перегородил путь директор магазина:
- Куда вы, гражданин? – спросил его директор.
- Мне в магазин, – ответил Юрий Никулин.
- Нечего вам там делать!
- Да я актер, в фильме снимаюсь…
- Знаем мы таких артистов. С утра глаза зальют и ходят “спектакли” разыгрывают! Идите прочь, пока я милицию не позвал.
В этот момент к ним подошел сам режиссер картины, Лев Кулиджанов и заступился за Юрия Никулина. От слов режиссера и директора мебельного магазина от удивления округлились глаза еще больше. А вот режиссер наоборот радовался этому: “Ну, если народ вас так воспринимает, значит, в образ вы вошли прекрасно”. Фильм “Когда деревья были большими” вышел на экраны СССР в 1962 году и вызвал большой успех у зрителей. Но еще большее влияние этот фильм оказал на режиссеров, которые увидели в Юрии Никулине актера способного сыграть не только комические роли, но и серьезные драматические.
60-ей годы
Успешные съемки в фильмах сделали Юрия Никулина одним из самых популярных актеров СССР. Даже на его представления в цирк зрители ходили посмотреть не на клоуна, а на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с участием Юрия Никулина продолжали выходить один за другим. В 1962 году Юрий Никулин снимается в новом фильме Леонида Гайдая “Деловые люди” по новеллам О. Генри. Во время съемок этого фильма с Никулиным происходит интересный случай, о котором он впоследствии рассказывал друзьям: “Везли меня с “Мосфильма” на ночную съемку к Центральному дому литераторов. В руках я держал массивный “кольт”. Наша машина неслась по набережной. Я, как бы разыгрывая сценку, надвинул на глаза шляпу, приставил “кольт” к голове водителя и командовал: “Направо. Вперед… Налево! Не оглядываться!” На улицах пустынно, ночь. Когда подъезжали к Арбату, дорогу внезапно перегородили черные легковые машины. Из машин выскочили вооруженные люди в штатском и бросились к нам. Мы испугались. Оказывается, когда я держал “кольт” у головы водителя, нас заметил милиционер-регулировщик и сообщил об увиденном дежурному по городу. Конечно, члены оперативной группы нас с шофером отпустили, но попросили впредь милицию в заблуждение не вводить”. А уже после съемок в этом фильме с Юрием Никулиным произошел еще один забавный случай: когда актер шел по Цветному бульвару перед ним вдруг возник человек с двумя бутылками вина. Увидев знаменитого актера, он встал как вкопанный.
- Юра, ты все делаешь не так. Тебя надо обязательно научить. Я могу это сделать! – сказал незнакомец Никулину.
- Чему научить? – удивился Никулин.
- Как в квартиры залазить. Ты ведь в фильме это неправильно делал.
- Так ты вор?
- Был когда-то, но сейчас уже завязал. Вот бегу к дружкам. Хочешь к нам? Мы тебя научим как “Соню” брать.
- Какую еще “Соню”?
- Ну, квартиру. Мы с тобой это даже днем сделать можем, а если спалимся, я скажу, что актера учу, и нам ничего не будет. Ну, так что, идем?
Сославшись на нехватку времени, Юрий Владимирович Никулин поспешил уйти, но эту встречу запомнил надолго.
Позже Никулин снимается в комедии Эльдара Рязанова “Дайте жалобную книгу” и еще в нескольких картинах. В 1964 году режиссер Семен Туманов предлагает Юрию Никулину сняться в роли лейтенанта милиции Глазычева в киноповести “Ко мне, Мухтар!”. Сначала Никулин отказывается от роли, мотивируя тем, что в последних двух фильмах играл жуликов, но режиссеру все же удается уговорить актера. В середине 60-х годах Юрий Никулин вновь снимается в роли Балбеса в комедии Леонида Гайдая. Сначала это была киноновелла “Операция «Ы» и другие приключения Шурика”, а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме “Кавказская пленница”. Именно при съемках этого фильма у Гайдая возникают трудности с Юрием Никулиным, которому не понравился сценарий, и он наотрез отказывается сниматься. Леониду Гайдаю стоило немало труда уговорить Юрия Никулина изменить свое решение, пообещав во время съемки большое количество импровизаций. После выхода на экраны “Кавказская пленница” стала лучшей комедией, в которой снялась знаменитая троица Никулин-Вицин-Моргунов. В 1966 году, между съемками в “Операция «Ы» и другие приключения Шурика” и “Кавказской пленницы” Юрий Никулин еще снимается в серьезной драматической роли монаха Патрикея в картине “Андрей Рублев” культового режиссера Андрея Тарковского. В 1969 году Юрий Никулин снялся в лучшей комедии Леонида Гайдая “Брильянтовая рука”. В этой картине Гайдай доверил Никулину не роль жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Партнерами Юрия Никулина по этому фильму стали знамениты актеры Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Кстати, в этом фильме Юрия Никулина “похоронили”: в конце фильма герой Никулина Семен Семенович Горбунков вываливается из багажника, летящего по воздуху автомобиля. Для этой сцены сделали специальный манекен, очень похожий на актера. И вот однажды уборщица, убиравшаяся на студии, приподняла простыню и увидела этот манекен. И в тот же день в Адлере разнесся слух, что артист Никулин умер. Эти слухи достигли даже Москвы, и нашему герою пришлось срочно звонить в столицу, чтобы успокоить собственную мать.
70-ые годы
К началу 70-х годов Юрий Никулин становится очень популярным и горячо любимым народом актером. Режиссеры с большим удовольствием приглашают его в свои фильмы. В 1970 году Юрий Никулин снимается в фильме Леонида Гайдая “Двенадцать стульев”, а 1972 году Гайдай предлагает Никулину роль управдома Бунши в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”, однако руководство цирка на цветном бульваре не отпускает актера на съемки. В 1971 году Никулин снимается в роли следователя прокуратуры в новом фильме Эльдара Рязанова “Старики-разбойники”. В 1974 году Юрий Никулин снимается в драматической роли фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину”. Через год Никулина снова приглашают на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме “Двадцать дней без войны”. В 1973 году Юрий Никулин был удостоен звания Народного артиста СССР.
80-ые – 90-ые годы
В 80-ых года Юрий Никулин снимается мало, но именно в эти годы он сыграл одну из своих замечательных ролей – деда Лены Бессольцевой в картине Ролана Быкова “Чучело”. В 1982 году Юрий Никулин становится главным режиссером Московского цирка на цветном бульваре, а в 1984 году Юрия Владимировича назначают на пост директора Московского цирка. На посту директора цирка Юрию Никулину удается уговорить Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова выделить деньги на постройку нового цирка и уже вначале 90-х годах полностью обновленный цирк на Цветном бульваре вновь открывает свои двери перед зрителями. Кроме работы в цирке и съемках в фильмах Юрий Никулин увлекается анекдотами, собиранием которых он начал еще в армии. Это увлечение вырастает в телепередачу “Клуб «Белый попугай». Позже Юрий Владимирович издает свою коллекцию анекдотов в 3 сборниках “Анекдоты от Никулина”. А чуть позже выпускает свои мемуары “Почти серьезно”, где Юрий Никулин рассказывает о прожитых годах. В 1990 году Юрий Никулин получает звание Героя Социалистического труда.
В начале 1997 года в интервью газете “Совершенно секретно” Юрий Владимирович Никулин признался “Про меня уже врут, пишут: великий клоун». Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…”. Это интервью оказывается одним из последних в жизни Юрия Никулина. В конце июля 1997 года ему внезапно становится плохо. Врачи выявляют у Никулина серьезные проблемы с сердцем. Юрию Никулину срочно требуются операция, которая состоялась 5 августа 1997 года. Подобные операции длится 20-30 минут, но в самый последний момент у Юрия Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его “завести”. После этого операцию решили продолжить, поскольку без нее Никулин был обречен на смерть. Борьба за жизнь любимого актера продолжалась 16 дней. К сожалению, чуда не произошло – 21 августа в 10 часов 16 минут сердце Юрия Владимировича Никулина остановилось…. Похоронили известного актера на Новодевичьем кладбище. А неподалеку от цирка на Цветном бульваре (теперь это Московский Цирк Никулина на Цветном Бульваре) в память о легендарном актере установлен бронзовый монумент.
В апреле 2000 г. семье знаменитого клоуна и актера Юрия Владимировича Никулина вручили орден Николая Чудотворца, на котором выгравировано: «За приумножение добра на Земле». В церемонии приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков и министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой. Юрий Лужков назвал Юрия Никулина «выдающимся актером и человеком, который вселял в людей оптимизм». |